читать дальшеРоль классного руководителя в образовании коллектива.
Вы знаете, такие серьезные и умные фразы меня всегда пугали, а если это был вопрос, то он просто ставил меня в тупик. Не потому что я этого не знаю, не умею и т.д., а просто очень сложно свою работу, свою жизнь загнать в рамки слов, текста; практически невозможно из всего потока мыслей, эмоций, событий, разговоров ту самую "роль классручки". Поэтому я просто расскажу о своем классе, о нашей совместной деятельности за полтора года, о каких-то фактических результатах.
В начале прошлого года, когда я, такая вся наивная и восторженная, взяла классное руководство в 6Б классе, класс, можно сказать, существовал только в журнальных списках. Ну да, личные дела еще лежали в одной папочке, да посещали уроки эти 10 детей по одному расписанию Класса как коллектива, как какой-то единицы школьной жизни не было.
Было десять детей, разных, с разными проблемами, разными интересами, с разным уровнем развития. Была я, такая вот... не сильно старше их, абсолютно без всякого опыта, как практического так и теоретического. Вот с таким раскладом мы должны были существовать, учится и работать.
Естесственно тогда я не ставила себе никаких безумных целей, как то "организовать коллектив." Нет, я думала только о том, как провести вот этот конкретный урок, как заполнить все бесконечные бумажки, ничего не забыть и не перепутать, довести до сведения детей всю необходимую информацию, получить от них другую, как решать сиюминутные конкретные проблемы и т.д.
А проблем было много, на смену одним приходили другие. Какие-то решались, какие-то нет. Все это делалось естесственно исходя только из моих личных представлений о жизни, о людях, об отношениях, потому как, повторюсь, опыта никакого не было. Я не знала никаких методов, я просто жила вместе с детьми нашей общей жизнью, решала наши общие проблемы, начиная с вопроса о незаполненом дневнике и заканчивая проблемой отношений внутри класса. Решала так же, как решала бы в любом другом коллективе: 1, 10 классах, институтской группе, компании друзей, оказавшись в роли самого взрослого, уважаемого и ответственного. Одна большая разница: среди друзей или одногруппников данная роль будет обоснована отношением к тебе большей части коллектива, а в классе... это как бы мой учительский статус должен меня автоматом сделать "лидером за которым пойдут". Именно как бы, потому что с какой стати детям слушатся и уважать совершенно незнакомую девушку?
Естесственно доверие рождается постепенно, по мере того, как мы друг друга узнаем, как я все глубже погружаюсь в их проблемы. И вот только потом выделилась и стала явной "проблемма отсутствия коллектива " в классе.
Да, в классе есть ядро более развитый и активных детей. Но это еще не значит, что ядро - коллектив, а остальных детей надо к этому коллекстиву адаптировать. Это ядро - просто дети более активные, умеющие громко выражать свои претензия и недовльства. Общих интересов у них мало, они грызутся между собой, обьединяясь лишь для того, чтоб третировать более слабое население класса или выразить свое ..хм.."непочтение" к школе.
Существовать с таким раскладом тяжело и неуютно всем, и мне и детям. Соответственно нужно что-то делать, чтоб стало лучше. Не глобально, а вот прямо сейчас, на этом уроке, на этой перемене и т.п.
С чего начинать? От чего отталкиваться? Опять же учитывая мое полнейшее профанство, исходить пришлось из того, что имелось в явном наличии - с претензий и недовольств детей.
- Мария Дмитриевна, а почему у нас нет никаких праздников? Они будут?
- Я думаю, это зависит только от вас.
- Ну мы хотим!
Вот оно! То что они хотят все и хотят вместе.
Это был конец первой четверти, и я впервые сознательно решила использовать этот самый огонек в своих гнусных воспитательных целях. Я сразу решила не привлекать родителей. Огонек, организованный сверху, детей не сплотит в лучшем случае, а в худшем только усугубит недружную атмосферу класса. Нет, хотят огонек, пускай сами все и организуют, потому как тогда им придется что-то решать, планировать и придумывать вместе, и в этом чем-то они все будут заинтересованы.
Так мы и сделали: собрались, обсудили кто и что хочет от огонька, подсчитали сколько потребуется денег, я и несколько детей сходили в магазин, и устроили огонек. Более я того, я заранее предложила каждому придумать какой-нибудь конкурс, игру и т.п.
Мда.. конечно во многом этот огонек был провальным: культурной программы не получилось, было скучно, естесственно ребята нашли время и поругаться. Единственное что оживило атмосферу, это мое предложение сыграть в фанты. В игру неожиданно включились все. Но, как говорится, всего должно быть в меру: когда очередному "фанту" предложили поцеловать пол, пришлось директивным путем игру прекратить.
Вообщем, первый блин получился комом. Но хоть что-то. И это что-то сдвинуло с места вагон враждебности, непонимания и нежелания, на миллиметр, но сдвинуло. Появилась зацепка, которую нельзя было опустить.
Упустила я ее? Не знаю...
Потянулись тяжелые суматошные будни. Со всеми своими радостями и огорчениями, причем вторых было больше. В прямое противодействие с классом я старалась не вступать: боялась, отнюдь не была уверена, что мне достанет сил и характера выйти победителем. Старалась во всем найти компромиссы. Единственное, в чем я продолжала жестко гнуть свою линию, это принцип "если вы чего-то хотите, вы делаете это сами."
Прежде чем требовать чего-то, надо сделать самому, сделать все, что от тебя зависит, т.е. сначал требовать с себя, а уж потом возможно с других. Это моя собственная жизненная позиция, по другому я не умею, соответственно это я и пыталась внушить детям. И замечаниями, и собственным примером, и разговорами "за жизнь."
Новогодний праздник был уже повеселее. Вообще к концу полугодия у детей появилось желание посещать мой кабинет после уроков, пить чай, разговаривать, скандалить. Желания дежурить по классу не возникало, ну да и черт с ним с дежурством, за собой убирают и то хорошо. Главное, что в детских головах появилась мысль о том, что со мной и между собой можно не только скандалить и учится, а можно еще и просто общатся.
Наверное именно тогда и появилось некое призрачное, еле уловимое подобие коллектива, и конечно тогда же началось распределение ролей в этом коллективе.Казалось бы все проще простого: классный руководитель - лидер, староста - этакий болванчик при "ее могуществе", пара активных девиц в оппозицию имеющейся власти, страдающая сторона в виде еще парочки тихонь, и оставшие ребята в толпу.
На деле все вышло иначе. Чтобы стать лидером в образовавшейся так сказать "ячейке общества", пришлось начать холодную войну с той самой оппозицией, задавливать авторитетом, демонстрировать отсутствующую жестколсть характера и т.п.
Демонстрировать отсутствующую...Плохо. На игре и притворстве ничего серьезного не выстроишь, не говоря уж о том, что противостоять личности с жестким, бескомпромиссным, сильным характером, мне, человеку мягкому, было очень тяжело. Да и нужно ли вообще? Ну да, принято считать, что в идеале классный руководитель должен быть лидером. Ну и что? На заборе тоже принято много чего писать. Попробуем уйти от шаблона и действовать по своему.
Конечно, нельзя "проиграть войну" и передать лидерство выигравшей стороне, потому как эта самая сторона ничего кроме желания еротивостоять всему и вся предложить классу не сможет. Мой авторитет сразу же окажется нулевым. А коллективу нужен лидер. Иначе все вернется в исходное неустраивающее всех состояние.
Как быть? Выиграть не могу, проиграть тоже. Остается ничья.
Вот на этой самой зыбкой точке закончился наш первый учебный год.
С новыми силами и идеями начался этот год. Первый же вопрос, который пришлось решать - кто будет старостой. Вопрос был особенно актуале: неопределенность прошлого года перешла с нами в следующий класс и требовала разрешения; я обязана была принять верное решение.
У нас демократия?
- Ребята, думаю вы сами должна выбрать старосту.
Это оказалось невозможным: наша активная оппозиция есстественно от всего открещивалась, да и ребята в классе чувствовали, что такой выбор плох, что он не разрешит, а скорее усугубит напряженную атмосферу.
- Назначьте вы, Мария Дмитриевна!
Стоп. То же плохо. Назначит активную Катю Ч. с которой я воевала и обьявить о своем поражении? (ловлю на себе ее напряженный взгляд)Нельзя. Назначить кого-то еще и продожить войну? Нет.
- Есть желающие? - интересуюсь у детей.
Вот оно. Виталик, активный, действительно подходящий на роль лидера и, что немаловажно в данной ситуации, парень.
Решение было верным. Война окончилась в ничью, коллектив получил жесткую руку, а я - свой удобный во всех отношениях статус "ее величество королева английская."
Далее все развивалось вполне логично. Определились роли остальных ребят, коллектив в полном смысле этого слова, зажил своей жизнью.
Казалось бы, на этом можно поставить точку. Коллектив есть, моя роль вполне ясна. Ан нет, начался следующий этап, который продолжается и сейчас - этап сглаживания острых углов, зализывания ран и развития. Как говорил Дж. Даррел: "Поймать животное не сложно, а вот выходить, приручить его, создать комфортные условия для жизни и заставить размножатся в неволе - это задача посложнее."
Роли есть, законодательная власть в лице меня и исполнительная в лице старосты имеются. Осталось эти роли выучить.
Естесственно и тут не обходится без конфликтов. Теперь класс требует намного больше моего внимания, и это не смотря на то, что большая часть общеклассных дел легла на плечи Виталия. Правильно, основа слеплена, теперь всю грубую каждодневную работу можно передать в рвущиеся к власти детские лапы, а самой переквалифицироваться в ювелира. И опять все тот же тупик: отсутствие опыта, знаний. Тыкаешся в разные стороны с завязанными глазами, будто в прятки играем.
Но времени тыкаться нет - коллектив живет, более того стремится к активному участию в школьной жизни. И чеп теснее сплетаются дела и интересы ребят, чем больше появляется общих занятий, тем больше работы, часто не терпящей отлагательств, я вижу впереди.
Выступление на концерте, посвященном Дню Учителя, победа команды 7Б на марафоне по москвоведению, сочиненная и активно репетируемая сказка - все это действительно замечательно, ни о чем подобном мы и подумать не могли в прошлом году.
Но наряду с этим остались в классе ребята, которых не любят, дразнят и т.д. Конечно, в любом коллективе есть такие "страдающие стороны" и во многом это неумение самих ребят общатся. Но! Одно дело не общатся с тем, кто не нравится, и совсем другое - издеваться, обижать, хзамить. Это та проблема, которая решается не за 1 день, не за два. Она решается с каждым членом коллектива отдельно и с каждым по разному.
Так же появились и новые проблемы: сложные отношения внутри коллектива, взаимоотношения микроколлектива класса с коллективом школы.
Ну да это уже из другой оперы.
Коллектив создан и развивается. В конкретном данном классе роль классного руководителя определена.
..и желательно комменты оставлять..)